Как работает система мотивации персонала

Система мотивации персонала помогает повысить продуктивность работы предприятия. Вопросам стимулирования сотрудников уделяется много внимания. Перед руководителем стоят явные и скрытые задачи по поддержанию нормальной работы предприятия, ему приходится исследовать способы мотивации, выбирать эффективные.

Система мотивации персонала
Система мотивации повышает работоспособность персонала.

Что такое система мотивации персонала

Так называют комплекс мер по стимулированию коллектива. В него входит много триггеров, методов и инструментов, предназначенных для повышения производительности. Мотивация – то, что помогает человеку ежедневно пробуждаться и отправляться на работу, несмотря на плохую погоду, отсутствие положительного настроя и другие препятствия.

Важной целью стимуляции считается повышение продуктивности. Мотивация помогает лучше справляться с поставленными задачами, увеличивать качество работы. Сплоченный, соответствующим образом настроенный коллектив повышает производительность и прибыльность предприятия.

Другими целями мотивации считаются:

  • удержание персонала, снижение текучки кадров, привлечение ценных сотрудников;
  • создание дружественной рабочей атмосферы.

Мотивация задает основные положения корпоративной культуры, становится базой для построения адекватных взаимоотношений работников.

Руководители пользуются разными способами стимуляции, как бесплатными, так и достаточно затратными.

Необходимость и задачи системы мотиваций

Основными функциями считаются:

  • стимулирование персонала к более качественному выполнению задач;
  • увеличение эффективности деятельности команды, каждого ее участника;
  • формирование корпоративной культуры, нормальных условий для карьерного роста;
  • снижение затрат на наем и обучение новых сотрудников;
  • создание квалифицированной команды, каждый участник которой любит свою работу, не желает терять ее;
  • создание условий для долгосрочной занятости персонала.
Необходимость и задачи системы мотивации персонала
Система мотивации персонала

Правильное использование мотивационной системы помогает создать мощное предприятие с работоспособной корпоративной культурой, в основе которой лежит сплоченная команда.

Принципы работы системы мотиваций

Комплекс мер, стимулирующих сотрудников, не складывается самостоятельно. Мотивационная система внедряется руководящим составом. При этом должны соблюдаться такие принципы:

  1. Доступность для понимания. Это основное условие для исполнения. Только понятные работникам правила действуют так, как их задумывают руководители.
  2. Персонализация. Нужно правильно выбирать методы стимулирования каждого сотрудника. При этом учитывают должностные обязанности, стаж работы, характер человека.
  3. Последовательность. Например, назначение выговора или умеренного штрафа новичку. Вознаграждения должны увеличиваться вместе со стажем.
  4. Весомость. Наказание или поощрение должно быть ощутимым. Вознаграждение должно зависеть от опыта, должности, ценности работника.
  5. Своевременность. Наказания и поощрения не должны назначаться слишком поздно. Чтобы соблюдать этот принцип, некоторые предприятия переходят на проектные методы или еженедельную оплату.
  6. Комплексный подход. Только одновременное применение способов и инструментов помогает внедрить оптимальную систему стимуляции.

Виды мотивации персонала на предприятии

Методы делятся на компенсационные и не компенсационные.

Материальная мотивация

К этой категории относятся:

  • заработная плата;
  • выплаты по временной нетрудоспособности;
  • страхование жизни и здоровья сотрудника;
  • компенсации в случае увольнения по уважительным причинам, например в результате сокращения штата;
  • премиальные выплаты;
  • плата за переработки.
Материальная
Материальная мотивация состоит в выплате заработной платы.

Нематериальная мотивация

В эту группу входят:

  • курсы повышения квалификации, саморазвития;
  • сплочение коллектива посредством проведения корпоративных мероприятий;
  • постановка задач, целей;
  • контроль за исполнением проектов;
  • поддержание соревновательного духа в команде.

Оригинальные способы мотивации

К другим методам стимулирования сотрудников относятся:

  • мотивационные тренинги, рассказы о коллегах, внесших вклад в развитие компании;
  • соревнования, не связанные с деятельностью фирмы, например спортивные;
  • тренинги по тимбилдингу;
  • доски почета;
  • корпоративные публичные мероприятия;
  • возможность участия работников в формировании принципов корпоративной этики;
  • поздравление сотрудников с важными датами, событиями;
  • помощь руководителя в решении проблем команды;
  • разработка и передача интересных и нестандартных задач.

Система мотивации персонала

Как мотивировать удаленных сотрудников

Многие считают, что человека, не работающего в офисе или цехе, стимулировать сложно. Он может проживать в другом городе или стране. Это связано с отсутствием живого взаимодействия. Работник не может общаться с руководителем и коллегами вживую. Однако не значит, что применение всех описанных выше методов мотивации невозможно.

Например, похвалить или поздравить человека можно через социальные сети или мессенджеры.

Мотивировать удаленных сотрудников помогают:

  1. Установление контакта с коллективом фирмы. Помогают в этом онлайн-конференции, вебинары.
  2. Привлечение к обсуждению и внедрению новых идей, проведение совещаний в подходящем формате.
  3. Награждение и премирование удаленного работника, если он вносит весомый вклад в развитие проекта.
  4. Постоянное взаимодействие с коллективом, рассмотрение задаваемых ими вопросов.
  5. Подведение итогов, контроль рабочих процессов.

Как внедрить систему мотивации персонала на предприятии общепита

Основным способом в случае с кафе и ресторанами считается повышение заработной платы, другие компенсационные поощрения:

  • выдача скидочных карт;
  • добровольное медицинское страхование;
  • начисление премий лучшим работникам;
  • ценные подарки.

Нематериальными вознаграждениями считаются направленные на повышение авторитета руководителя действия. Персонал мотивируют почетные грамоты, звание лучшего сотрудника, выражение благодарности от имени коллектива. Объявить о внедрении таких мер можно во время совещания, в корпоративных чатах, через электронную почту.

Добавить комментарий