Система мотивации персонала помогает повысить продуктивность работы предприятия. Вопросам стимулирования сотрудников уделяется много внимания. Перед руководителем стоят явные и скрытые задачи по поддержанию нормальной работы предприятия, ему приходится исследовать способы мотивации, выбирать эффективные.
Содержание статьи:
Что такое система мотивации персонала
Так называют комплекс мер по стимулированию коллектива. В него входит много триггеров, методов и инструментов, предназначенных для повышения производительности. Мотивация – то, что помогает человеку ежедневно пробуждаться и отправляться на работу, несмотря на плохую погоду, отсутствие положительного настроя и другие препятствия.
Другими целями мотивации считаются:
- удержание персонала, снижение текучки кадров, привлечение ценных сотрудников;
- создание дружественной рабочей атмосферы.
Мотивация задает основные положения корпоративной культуры, становится базой для построения адекватных взаимоотношений работников.
Руководители пользуются разными способами стимуляции, как бесплатными, так и достаточно затратными.
Необходимость и задачи системы мотиваций
Основными функциями считаются:
- стимулирование персонала к более качественному выполнению задач;
- увеличение эффективности деятельности команды, каждого ее участника;
- формирование корпоративной культуры, нормальных условий для карьерного роста;
- снижение затрат на наем и обучение новых сотрудников;
- создание квалифицированной команды, каждый участник которой любит свою работу, не желает терять ее;
- создание условий для долгосрочной занятости персонала.
Правильное использование мотивационной системы помогает создать мощное предприятие с работоспособной корпоративной культурой, в основе которой лежит сплоченная команда.
Принципы работы системы мотиваций
Комплекс мер, стимулирующих сотрудников, не складывается самостоятельно. Мотивационная система внедряется руководящим составом. При этом должны соблюдаться такие принципы:
- Доступность для понимания. Это основное условие для исполнения. Только понятные работникам правила действуют так, как их задумывают руководители.
- Персонализация. Нужно правильно выбирать методы стимулирования каждого сотрудника. При этом учитывают должностные обязанности, стаж работы, характер человека.
- Последовательность. Например, назначение выговора или умеренного штрафа новичку. Вознаграждения должны увеличиваться вместе со стажем.
- Весомость. Наказание или поощрение должно быть ощутимым. Вознаграждение должно зависеть от опыта, должности, ценности работника.
- Своевременность. Наказания и поощрения не должны назначаться слишком поздно. Чтобы соблюдать этот принцип, некоторые предприятия переходят на проектные методы или еженедельную оплату.
- Комплексный подход. Только одновременное применение способов и инструментов помогает внедрить оптимальную систему стимуляции.
Виды мотивации персонала на предприятии
Методы делятся на компенсационные и не компенсационные.
Материальная мотивация
К этой категории относятся:
- заработная плата;
- выплаты по временной нетрудоспособности;
- страхование жизни и здоровья сотрудника;
- компенсации в случае увольнения по уважительным причинам, например в результате сокращения штата;
- премиальные выплаты;
- плата за переработки.
Нематериальная мотивация
В эту группу входят:
- курсы повышения квалификации, саморазвития;
- сплочение коллектива посредством проведения корпоративных мероприятий;
- постановка задач, целей;
- контроль за исполнением проектов;
- поддержание соревновательного духа в команде.
Оригинальные способы мотивации
К другим методам стимулирования сотрудников относятся:
- мотивационные тренинги, рассказы о коллегах, внесших вклад в развитие компании;
- соревнования, не связанные с деятельностью фирмы, например спортивные;
- тренинги по тимбилдингу;
- доски почета;
- корпоративные публичные мероприятия;
- возможность участия работников в формировании принципов корпоративной этики;
- поздравление сотрудников с важными датами, событиями;
- помощь руководителя в решении проблем команды;
- разработка и передача интересных и нестандартных задач.
Как мотивировать удаленных сотрудников
Многие считают, что человека, не работающего в офисе или цехе, стимулировать сложно. Он может проживать в другом городе или стране. Это связано с отсутствием живого взаимодействия. Работник не может общаться с руководителем и коллегами вживую. Однако не значит, что применение всех описанных выше методов мотивации невозможно.
Например, похвалить или поздравить человека можно через социальные сети или мессенджеры.
Мотивировать удаленных сотрудников помогают:
- Установление контакта с коллективом фирмы. Помогают в этом онлайн-конференции, вебинары.
- Привлечение к обсуждению и внедрению новых идей, проведение совещаний в подходящем формате.
- Награждение и премирование удаленного работника, если он вносит весомый вклад в развитие проекта.
- Постоянное взаимодействие с коллективом, рассмотрение задаваемых ими вопросов.
- Подведение итогов, контроль рабочих процессов.
Как внедрить систему мотивации персонала на предприятии общепита
Основным способом в случае с кафе и ресторанами считается повышение заработной платы, другие компенсационные поощрения:
- выдача скидочных карт;
- добровольное медицинское страхование;
- начисление премий лучшим работникам;
- ценные подарки.
Нематериальными вознаграждениями считаются направленные на повышение авторитета руководителя действия. Персонал мотивируют почетные грамоты, звание лучшего сотрудника, выражение благодарности от имени коллектива. Объявить о внедрении таких мер можно во время совещания, в корпоративных чатах, через электронную почту.