Как внедрить бережливое производство в компанию общепита

С 1980-х гг. пищевая промышленность развивается в условиях нарастающей жесткой конкуренции. Предприятия общественного питания вынуждены искать новые методы, которые позволят сократить расходы при одновременном сохранении качества продуктов и удовлетворенности клиентов. Одним из самых продуктивных подходов стало бережливое производство или lean-технология.

Как появилось бережливое производство

lean-технология
Бережливое производство подразумевает экономное расходование ресурсов.

Идеалы lean-производства существовали веками, но начали укрепляться в общественном сознании после публикации в 1758 г. эссе «Путь к богатству, или Проповедь отца Авраама» Б. Франклина.

Американский философ и политик описал свою концепцию, согласно которой обнаружение и устранение ненужных затрат приводит к росту прибыли чаще, чем увеличение продаж.

Рождение полноценной lean-концепции произошло в 1950-е гг., когда основатели производственной системы Toyota С. Синго и Т. Оно собрали и развили методы минимизации затрат, нацеленные на увеличение прибыли.

Понятие бережливого производства

Понятие бережливого производства
Бережливое производство – производственная система,

предполагающая вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника.

Бережливое производство – это концепция управления предприятием, в основу которой положена идея сокращения потерь при одновременном улучшении производительности.

Если ресурсы не используются в полной мере, то снижается эффективность работы компании.

Поэтому руководство стремится задействовать свой потенциал на всех этапах производственного процесса.

К потерям причисляют ресурсы, инструменты, действия, неспособные повысить ценность продуктов и услуг с точки зрения потребителя. Например, к ним причисляют некомпетентных работников или неиспользованные материалы, которые нельзя перепрофилировать и переработать.

lean-технология-основные принципы

бережливое производство
lean-технология

В рамках концепции реализуется 7 базовых принципов:

  1. Создание ценности. В основе этого принципа лежат производственные операции, за которые клиент готов платить. Чтобы создать ценность, выполняемые процедуры должны учитывать интересы потребителя, воздействовать на функцию продукта или услуги, недопустимо появление брака.
  2. Составление карты потока создания ценности. Чтобы предотвратить потери, оценивается состав и выгодность ресурсов, используемых в производстве. Затем составляется карта потока, охватывающего все стадии жизненного цикла продукта или услуги: от подготовки сырья до утилизации. При этом каждый этап производственного цикла проверяют на наличие потерь, которые впоследствии устраняют.
  3. Создание непрерывного потока производства. Главной задачей становится устранение функциональных барьеров с целью сокращения времени выполнения и повышения качества работ. Созданию непрерывного потока в большей степени препятствуют его неоднородность (мура) и перегрузка (мури).
  4. Внедрение системы «вытягивания». Этот принцип подразумевает, что выпуск продукта начинается только при появлении спроса. Целью подхода становится сокращение запасов при полном покрытии потребности в материалах и информации, обеспечивающих бесперебойную работу.
  5. Совершенствование. Стремление к непрерывному улучшению процессов, называемое «кайдзен», сопряжено с анализом производственных циклов и оценкой параметров качества. Чтобы прийти к устойчивым изменениям, этот принцип интегрируют в корпоративную культуру.

Сферы применения

Хотя концепция впервые появилась в автомобилестроении, она повлияла на все отрасли. Сегодня ее принципы широко реализуются в сфере услуг, здравоохранения, разработки программного обеспечения. Но также применимы в любой экономической системе.

Цели и задачи

lean-технология является целью минимизации потерь на всех этапах создания ценности.

Чтобы прийти к этому, организация решает такие задачи:

  • определяет принципы поиска проблем;
  • запускает, контролирует, анализирует пилотные lean-проекты;
  • разрабатывает стандарты работы;
  • внедряет в производство и масштабирует лучшие проекты.

Использование lean-технология в общепите

бережливое производство в общепите
Lean-технология.

Lean-технология широко применяется в отрасли общественного питания. В первую очередь она нацелена на сокращение затрат на аренду и обслуживание помещений, сокращение штата. Также она стремится упростить процесс взаимодействия с клиентами, чтобы экономить их время и расходы.

Бережливое производство-потери

Потери
Виды потерь в бережливом производстве.

Потери, рассматриваемые в рамках lean-концепции, были перечислены и подробно описаны в 1950-е гг. основателями производственной концепции Toyota.

К ним относятся:

  • неиспользуемый транспорт;
  • избыточный инвентарь;
  • ненужные перемещения людей, оборудования, техники;
  • ожидание из-за вынужденных простоев;
  • перепроизводство продукции;
  • чрезмерная обработка или внедрение ненужных функций в продукт;
  • изъяны, требующие затрат на коррекционные мероприятия.

Современные исследователи внесли в список восьмой элемент: неиспользованные талант и изобретательность.

Потери в рамках lean-концепции принято называть японским термином «муда». К их формированию приводят нерегулярность процессов (мура) и перегрузка (мури).

lean-технология преимущества и недостатки

Экономия времени, денег
Экономия времени и денег – одно из преимуществ концепции.

Lean-технология имеет несколько преимуществ:

  1. Экономия времени, денег. Повышение продуктивности труда, распределения и хранения ресурсов способствуют сокращению затрат компании независимо от ее размеров.
  2. Экономия энергии. Удается не только снизить расходы на топливо и электричество, но и содействовать улучшению экологии.
  3. Повышение удовлетворенности клиентов. Потребители получают заказ быстрее, часто по меньшей цене. Это важно для развития компании, поскольку довольные покупатели лояльны.

Несмотря на пользу концепции, она имеет и недостатки:

  1. Пренебрежение безопасностью и благополучием работников. При сосредоточении внимания на оптимизации производственных процессов и устранении потерь часто ментальное состояние сотрудников не учитывается. Им не оставляют права на ошибку, что приводит к стрессам.
  2. Препятствие будущему развитию. Желая сократить потери, руководители отказываются от потенциально перспективных направлений.
  3. Сложность стандартизации. Lean-производство определяет образ мышления, но не является точно установленным методом. Оно не предлагает готового набора действий.

Инструменты бережливого производства в сфере общественного питания

бережливое производство
Система 5S.

Спроектированы разные инструменты внедрения lean-технологий.

В отрасли общественного питания популярны следующие:

  • Heijunka (планирование заказов);
  • система 5S (организация рабочего пространства);
  • Andon (оперативное информирование о проблемах);
  • Continuous Flow (оптимизация производственного процесса);
  • Jidoka (автоматизация оборудования).

Правила успешного построения производства

Правила успешного построения производства
Необходимо правильно обучать персонал.

Чтобы в полной мере реализовать принципы lean-технологии, нужно следовать правилам:

  • эффективно распределить человеческие ресурсы и обучить персонал;
  • сформировать корпоративную культуру, ориентированную на новые методы;
  • наладить контакт между подразделениями;
  • финансировать нововведения.

Бережливое производство-внедрение

бережливое производство
lean-технология

Процесс организации lean-производства включает следующие этапы:

  • информирование сотрудников о предстоящих изменениях;
  • внедрение проекта на самом проблемном участке;
  • промежуточный анализ;
  • реализация усовершенствованного проекта;
  • постепенное внедрение концепции на всех уровнях.

Пример внедрения бережливого производства в организацию общепита

бережливое производство
McDonald’s в качестве примера внедрения lean-технология .

Примером внедрения концепции является разработка системы быстрого питания, которая легла в основу ресторанов McDonald’s. Руководство сети исходило из идеи о том, что основными потребителями являются автовладельцы, которые хотят быстро и вкусно поесть во время поездки.

В 1948 г. компания McDonald’s реализовала традиционную концепцию: открыла рестораны, посетители которых покупали набор готовых блюд. Однако бизнес оказался убыточным, и руководство решило упростить производственные процессы.

В концепцию внесли изменения:

  • при создании дизайна внутренних помещений исключили обеденные зоны;
  • установили небольшие стойки регистрации, на которых принимают и выдают заказы;
  • спроектировали кухонную зону в стиле «сборочной линии», или конвейера.

Изменения позволили уменьшить расходы на аренду и обслуживание помещений, сократить штат сотрудников.

Добавить комментарий