Для тех, кто хочет открыть свое дело, интересен фаст-фуд бизнес. Эта сфера привлекательна быстрой окупаемостью.
Рентабельность бизнеса с фастфудом
По данным исследований группы компаний Тинькофф, россияне стали реже посещать рестораны: в августе 2022 г. число транзакций и траты в них снизились на 26%. Это связано с удорожанием блюд, снижением платежеспособности населения. В результате происходит перетекание клиентуры в более дешевый сегмент рынка. За 2021 г. рынок фаст-фуд вырос на 23%.
Чтобы преуспеть в этом бизнесе, нужно обладать задатками лидера, проявить целеустремленность, упорство, внимательность, ответственность. Пригодятся и харизматичность, коммуникабельность. Предпринимателю понадобится знать маркетинг и учет, экономику и финансы, kitchen management и основы управления людьми.
Из-за поверхностного отношения к ресторанному бизнесу, по статистике, 4 из 5 вновь открытых заведений закрывается через год после открытия. Но тот, кто вкладывает в этот вид предпринимательства трудолюбие, творческий подход и обладает подходящими качествами, будет иметь высокий доход даже во времена кризисов и экономического спада.
Целевая аудитория
Для благополучной работы очень важно знать свою целевую аудиторию: средний возраст потенциальных клиентов, их привычки, уровень дохода, причины посещения заведения.
По данным Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ), 38% россиян регулярно посещают рестораны быстрого питания. Основная часть из них – молодежь до 34 лет, и только 9% составляет аудитория людей старше 6 лет.
Можно выделить следующие сегменты посетителей, их возможности и взгляды:
- Подростков до 18 лет. Доходов не имеют, деньги им дают родители. Их интересы не влияют на прибыль предприятия.
- Студентов. Часто фастфуд заменяет им полноценный завтрак или обед. К тому же они более платежеспособны, чем предыдущая категория.
- Молодых специалистов. Они представляют большинство клиентов предприятий быстрого питания, поскольку не находят времени для полноценной еды.
- Посетителей с детьми. Многие родители, дедушки и бабушки посещают точки фастфуда из-за малолетних членов семьи.
Цель каждого второго клиента – сэкономить время, перекусив быстро. На втором месте – вкус предлагаемых блюд.
Исходя из интересов основной категории посетителей строят бизнес-план, выбирают меню.
Возможная окупаемость
Хотя на первоначальном этапе придется вложить не менее 5,5–6 млн руб., бизнес окупится сравнительно быстро. При умелом управлении оправдать затраченные деньги удастся уже через полгода. В зависимости от условий этот период может длиться 2 года.
Инструкция по открытию заведения фастфуда
Если решение по открытию собственного предприятия быстрого питания принято, для воплощения идеи нужно разработать стратегию создания удачного бизнеса.
Выбор формата
Условно все организации фаст-фуд можно разделить на 2 категории:
- Стационарные: кафе, рестораны, бистро. Преимуществами таких заведений являются независимость от погодных условий, возможность предложить посетителям большой выбор продукции.
- Передвижные: палатки, фургоны, киоски. Их достоинствами являются мобильность, небольшие капиталовложения для открытия бизнеса. Но они не могут предложить клиентам широкий ассортимент блюд, поскольку ограничены возможностями оборудования.
Регистрация и необходимые документы
Перед предпринимательской деятельностью необходимо зарегистрироваться, подав заявление по установленной форме в территориальный орган ФНС.
Регистрационный пакет документов зависит от выбранной формы собственности.
При организации бизнеса одним лицом лучше всего оформить деятельность в качестве ИП, приложив к заявлению следующие документы:
- паспорт заявителя и копии всех его страниц;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- документ о передаче прав, если заявление подается доверенным лицом.
Когда потенциальных владельцев бизнеса несколько, лучше оформить ООО. Для этого нужно созвать собрание учредителей и принять устав общества. Его нужно предъявить в налоговую инспекцию дополнительно к перечисленным документам.
Желательно приложить и протокол общего собрания, в котором содержится решение о создании ООО. В течение 30 дней с момента образования общества можно подать ходатайство о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН).
Фаст-фуд-разрешения и уведомления
Для организации фаст-фуд не требуется лицензия, но нужны разрешения от санитарно-эпидемиологической и пожарной служб. Собрать необходимые документы и получить разрешения помогают специализированные предприятия.
Понадобятся свидетельство о регистрации, договор на аренду или покупку помещения (для стационарных учреждений) либо палатки, киоска (для организаций уличной еды). В случае передвижных средств нужно представить разрешение администрации соответствующего района на их размещение.
Кроме документов о месте нахождения требуется предоставить санитарные книжки работников, паспорт на удаление отходов.
Необходимость предъявления других документов нужно уточнять в местных органах СЭС и пожарной охраны. В эти инстанции нужно обратиться с заявлением о получении разрешения.
Фаст-фуд-подбор места и помещения
Выбор подходящего места определяет будущие доходы. Лучше всего располагать учреждения фаст-фуд возле крупных мест скопления людей: в метро, на остановках, в универмагах, у образовательных учреждений.
Составление меню
В большинстве случаев чем шире выбор предлагаемой продукции, тем больше места понадобится. При организации небольшого предприятия уличной еды хорошо сделать одно блюдо главным (например, курицу гриль) и добавить вспомогательную продукцию: кетчуп, майонез, горчицу.
Кафе с расширенным меню фастфуда должно располагаться в помещении не менее 50 м². При составлении меню важно учесть имеющееся оборудование.
Фаст-фуд бизнес заказ оборудования
Количество и набор оборудования зависят от формата учреждения, ассортимента предлагаемых блюд.
Придется приобрести:
- витрину, прилавок;
- кассовый аппарат;
- холодильник с морозильной камерой;
- расстоечную машину (для разморозки полуфабрикатов).
Стеллажи, прочая мебель и оборудование зависят от ассортимента.
Фаст-фуд-покупка расходников
На приобретение расходных материалов – салфеток, одноразовой посуды, пакетов – требуется немалая сумма. Однако эти расходы необходимы, поскольку создают благоприятное впечатление у посетителей. Можно размещать на расходниках свой логотип, товарный знак.
Фаст-фуд-закупка продуктов
Больше всего средств приходится вкладывать в закупку продуктов. В фаст-фуд часто готовят продукцию из полуфабрикатов, что облегчает цикл производства.
Наем персонала
Минимальное количество сотрудников включает:
- повара;
- кассира (продавца);
- управляющего.
Некоторую часть работы – складской учет, финансы, формирование статистики – можно автоматизировать. Фаст-фуд бизнес борется с текучестью кадров при помощи бонусного премирование, корпоративных мероприятий.