В ходе планирования деятельности предприятия среди прочего разрабатывается производственная программа производства. Она определяет не только потребности в трудовых и материальных ресурсах, но и задачи развития компании. Сейчас активно применяют методы планирования производственной программы, основанные на теории маркетинговой стратегии.
Содержание статьи:
- Что такое производственная программа
- Структура и назначение производственной программы для общепита
- Производственная программа-виды и классификация
- Производственная программа-как спланировать
- Расчет программы и ее динамики
- Производственная программа-как проанализировать выполнение
- Как спланировать объем продаж
- Материальные расходы
Что такое производственная программа

Под этим термином понимают задание на выпуск некоторого объема продукции (указывается номенклатура) в установленное время.
От программы зависит многое, например:
- план развития технического парка и капитального строительства;
- рентабельность производства;
- капиталооборот;
- кооперация с партнерами;
- направление специализации предприятия.
В современных условиях производственное задание не рекомендуется разрабатывать в отрыве от планирования сбыта, способного обеспечить реализацию всего объема выпущенной продукции. В противном случае предприятие рискует понести существенные убытки.
Структура и назначение производственной программы для общепита
Программа включает в себя:
- план выпуска продукции;
- план экспортных поставок;
- решения в части повышения качества выпускаемых товаров или услуг;
- план сбыта товаров.
Номенклатура и ассортимент – разные понятия. Первая представляет собой перечень наименований продукции.
Ассортимент – это набор изделий одного наименования с разными характеристиками, качеством и другими параметрами.
Целевые показатели планов указывают в следующих величинах:
- натуральной;
- стоимостной.
Производственная программа нужна, чтобы определить необходимые размеры производства и инвестирования, объемы закупки сырья, потребность в трудовых ресурсах и т.д.
Производственная программа-виды и классификация
Различают следующие типы программ:
- оперативные (сменно-суточные);
- тактические;
- стратегические.
Первые разрабатывают на срок от нескольких дней до 1 месяца. Это позволяет упорядочить существующие производственные процессы, отладить управление ими и обеспечить их бесперебойную работу.
Горизонт планирования тактической программы находится в пределах от 1 месяца до года. На основании этого документа разрабатывают порядок развития предприятия в среднесрочной перспективе.
Стратегическое задание охватывает период от 1 до 5 лет.
По виду продукции производственные программы делятся на 2 вида:
- Товарные. Касаются только товаров или услуг для конечного потребителя.
- Валовые. Дополнительно устанавливают объемы выпуска полуфабрикатов и продукции для удовлетворения нужд предприятия.
Производственная программа-как спланировать
При разработке задания учитывают:
- предполагаемые объемы продаж товаров;
- расчеты производственной мощности предприятия и его потенциала;
- доступные объемы поставки сырья и материалов;
- фактические показатели по ранее принятым программам;
- отзывы потребителей о качестве выпускаемых изделий, поступившие рекламации;
- маркетинговые ожидания относительно изменения доли рынка в рассматриваемый период;
- собственные нужды предприятия (если часть продукции идет на удовлетворение внутренних потребностей).
Данные по ожидаемым объемам реализации предоставляет отдел сбыта. При этом учитываются планируемые рекламные кампании, сезонность и другие факторы.
Расчет программы и ее динамики
В ходе расчета определяют следующие параметры задания:
- Ширину – число позиций в номенклатуре и ассортименте.
- Глубину – количество переделов сырья в технологическом цикле или вложенность спецификаций изготовления.
- Временной интервал – период, на который разрабатывают программу.
- Себестоимость продукции.
- Объемы производства (рассчитывают для каждой товарной позиции).
Последний пункт вычисляют по формуле:
Nпр = Nпост – ОНскл + ОКскл + Nвн, где:
Nпр – количество товаров, которые нужно выпустить в заданный период;
Nпост – объем поставки;
ОНскл и ОКскл – остатки на складах на начало и конец планового периода соответственно;
Nвн – количество товаров, необходимых для удовлетворения собственных потребностей.
Величину ОКскл рассчитывают на основании прогноза по сбыту продукции.
Производственная программа-как проанализировать выполнение
Анализ начинают с оценки уровня выполнения плана.
Эту величину рассчитывают по формуле:
У=(Nф/Nз)*100%, где:
- Nф – фактическое количество выпущенных изделий;
- Nз – то же запланированное.
Если У меньше 100%, анализируют причины невыполнения плана.
Особое внимание обращают на внутренние, например:
- организационные ошибки, приведшие к неоправданному увеличению затрат времени на выполнение операций;
- недостаточную квалификацию персонала;
- износ оборудования;
- опоздание с наращиванием производственных мощностей.
Помимо уровня выполнения плана вычисляют такие показатели:
- абсолютный прирост объемов производства;
- общий индекс выпуска товаров (характеризует динамику производственного процесса);
- индекс изменения стоимости продукции.
Как спланировать объем продаж
План составляют с учетом объема сбыта за минувший период и прогноза, основанного на анализе:
- изменений в деятельности конкурентов;
- рыночной конъюнктуры;
- запланированных маркетинговых кампаний.
Об эффективности будущего мероприятия по продвижению товара судят по опыту проведенных ранее подобных кампаний.
Материальные расходы
При планировании материальных затрат используют удельные нормы расхода материалов и ресурсов на производство единицы продукции. Такой документ предприятие разрабатывает самостоятельно, для его утверждения достаточно согласия руководства. Например, для ресторанов и кафе нормы расхода продуктов приведены в технологических картах на приготовление блюд.
При подсчете затрат учитывают цены в договорах с поставщиками, а если соглашения не заключены – среднерыночные.
Тем кто хочет открыть свое пищевое производство с нуля или улучшить показатели действующего бизнеса, могут посетить страницу услуги. Опытный технолог пищевых производств ответит на все вопросы.