При организации системы, питание шведский стол, повышается пропускная способность ресторанов в гостиницах, отелях, оптимизирует процесс обслуживания посетителей, снижает число сотрудников в зале, уменьшает потери продуктов. Система часто вводится на завтраки в отелях. Меню включает молочные каши, сырную и фруктовую нарезки, широкий выбор свежей выпечки, десертов.
Содержание статьи:
Особенности шведского стола
Питание шведский стол в отеле, ресторане – востребованный способ подачи готовых блюд, закусок, напитков посетителям в выделенном зале. Сотрудники организации заранее размещают на столах тарелки, приборы. Пищу клиенты выбирают самостоятельно из предложенного ассортимента. В зале организована подача кофе, чая и дополнительных напитков.
Основные особенности этой системы питания:
- Многообразие готовых блюд, закусок, фруктов.
- Неограниченные порции. Количество еды определяется клиентом.
- Составление меню с учетом графика работы заведения. Питание может включать только завтрак либо быть комплексным трехразовым.
- Оперативный процесс обслуживания клиентов.
- Наличие специального буфета, зала, линии раздачи салатов, закусок, выпечки.
- Снижение времени приготовления блюд.
- Небольшое количество обслуживающего персонала. Регулирует подачу в зале повар-консультант.
Организация шведского стола
Организация системы питания шведский стол рекомендована при регулярном обслуживании больших групп клиентов, участников пресс-конференций, тренингов и т.д.
Оптимальное время на завтрак – до 20–25 минут, на обед и ужин – по 30 минут.
Организаторы выделяют под прием пищи отдельное помещение либо часть зала, подходящую для обслуживания гостей. У кассы висит табличка (раскладка) со сведениями о времени и правилах работы, ценами и т.п.
Для организации стола требуется приобрести торговое оборудование.
В стандартный набор включены:
- прилавки (под столовые приборы, подносы);
- охлаждаемая витрина для десертов, холодных блюд (салатов, заливных, закусок);
- мармиты для горячей пищи, супов;
- тележки;
- прилавок для подачи напитков (кофе, чая, соков);
- витрина для дополнительных приборов и т.д.
Заранее сервируются столы для посетителей, поставляется посуда, рассчитываются расходы, готовится комплексное меню на неделю, месяц и пр.
Составление меню для шведского стола
Ассортимент зависит от запланированных приемов пищи (только завтрак либо комплексное ежедневное обслуживание) и включает широкий перечень салатов, супов и т.д.
В некоторых случаях в гостиничных комплексах, ресторанах клиентов могут обеспечить специальными вегетарианскими, диетическими супами, гарнирами, десертами и пр.
Меню в гостинице формируют по стандартам.
В него включают:
- закуски;
- супы;
- гарниры;
- горячие мясные и рыбные блюда;
- салаты;
- десерты;
- фруктовую, овощную нарезки;
- выпечку, хлеб;
- напитки.
Чай, кофе подают на отдельном столе около входа.
Состав меню комплексного стола зависит от рассчитанной стоимости, задачи, сезонности. Для этого типа питания не рекомендована пища, которая быстро портится, высыхает. Еду подают в посуде из нержавеющей стали. Салаты выкладывают в керамические чаши. Нарезку подают без крышек.
Блюда питания шведский стол должны регулярно обновляться. Закуски заменяют не реже 1 раза в 1 час. Напитки подают в кувшинах или диспенсерах. Выпечку выкладывают в специальные корзины.
Калькулирование стоимости шведского стола
Калькулирование цены на услугу организации комплексного шведского стола производят с учетом разработанного меню и стандартов закладки продуктов.
Рецептуры устанавливают:
- Едиными для организаций разных форм собственности по утвержденным сборникам рецептов. В документах указаны расход продуктов, выход готовой пищи и полуфабрикатов, приведены способы приготовления.
- Разработанными поваром организации технологическими картами. Документы утверждают заведующий производством, руководитель, собственник отеля, гостиницы.
Нормативы выхода готовой пищи и допустимых сырьевых потерь оформляются в специальном акте.
Калькуляционные карточки формируют на основе утвержденных документов.
При расчете итоговой стоимости учитывают:
- цены продуктов;
- затраты на оплату труда работников кухни, обслуживающего персонала ресторанного зала;
- расходы на амортизацию оборудования, столовые приборы;
- затраты на электроэнергию, водоснабжение и т.д.
При изменении стоимости сырья проводится расчет новых цен на представленное меню, утверждаются новые калькуляционные карты.
Шведский стол-составление заборного листа
Посетителей мероприятий, клиентов отелей обслуживают за шведским столом несколько часов (на завтраки, обеды, ужины), поэтому готовые блюда, закуски, нарезки выносят в помещение поэтапно частями. Продукты на столах должны быть свежими.
Отпуск пищи с кухни оформляется специальными заборными листами. Бумаги подписывают регулярно в нескольких экземплярах на материально ответственных сотрудников.
Документ оставляют на кухне и выдают руководящему сотруднику (администратору, главному официанту) вместе с подготовленными порциями.
Шведский стол-расчет расхода продуктов
После подготовки калькуляционных карточек и утверждения заборных листов выполняют контрольный расчет требуемого объема продуктов по стандартам рецептур в меню. Отчет составляют за день, неделю, месяц и пр.
При утверждении сметы учитывают следующие особенности расхода продукции:
- Нормы соусов, соков, кофе, супов указывают с учетом возможного выкипания состава.
- Расход плодов, овощей, зелени определяют с учетом превышения нормы на 10–15% при приготовлении винегретов, каш, салатов.
- Продукты в меню заменяют на соответствующие по стоимости и качеству.
Отходы и потери сырья при термообработке зависят от особенностей календарного времени.
В отчете расходов продуктов, учитывают все блюда в системе питание шведский стол. При сравнении фактических затрат сырья устанавливают нормы отклонения от показателя в контрольном расчете.