Для повышения спроса на товары, их конкурентоспособности на предприятии организуют контроль качества готовой продукции. Его проводят по разработанным методикам. В большинстве случаев, в соответствии с законодательством РФ, эту процедуру выполнять обязательно.
Содержание статьи:
В чем суть контроля качества готовой продукции
Задача отслеживания качества – получение товара, соответствующего всем нормам и правилам, принятым в стране или в мире.
Проверку производят в 2 этапа:
- на стадии производства
- в процессе эксплуатации.
На крупных предприятиях существуют отделы технического контроля (ОТК), которые обязаны контролировать как параметры исходного сырья, так и качество готового продукта.
В зависимости от вида выпускаемых изделий установлены соответствующие требования к методам проведения проверки и показателям выпускаемого товара. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 04.07.2020) установлен перечень производств, подлежащих обязательной сертификации.
Производители заинтересованы в проверке соблюдения требований, предъявляемых выпускаемой продукции. Это не только дает возможность изготавливать ценный товар, участвовать в тендерах, но и повышает конкурентоспособность компании, способствует дальнейшему росту и продвижению на рынке. Поэтому часто подтверждающий документ делают в добровольном порядке.
На качество влияют многие факторы. Как для получения сертификата или декларации, так и в дальнейшем нужно проверять свойства товара, соблюдение технологии и ее эффективность.
Виды контроля
Проведение приемо-сдаточного этапа готовой продукции.
Проводят следующие виды контроля за соответствием свойств товара всем нормам и правилам:
- Предварительный анализ. Для его проведения выбирают несколько пробных образцов с целью определить возможность проведения следующего этапа проверки.
- Приемные испытания. На этой стадии определяется готовность к запуску в процесс производства.
- Приемо-сдаточный этап. Во время его проведения устанавливается возможность передачи товаров клиенту.
- Периодический контроль. Разовая проверка соблюдения технологий. Проводят каждые 3 года.
- Типовые испытания. Их выполняют тогда, когда в технологический процесс были внесены какие-либо изменения.
Используемые методы
Диаграмма Парето в качестве анализа выявленных дефектов.
Для оценки качества продуктов производства разработаны специальные статистические методы:
- Гистограмма. Исследуемые образцы подвергают испытанию по каждому показателю. Затем составляют графическое отображение полученных результатов в виде столбиков. В результате построения гистограмм демонстрируют процент продукции, соответствующей установленным требованиям, и количество брака.
- Контрольные карты. Этот метод основан на изображении изменений, происходящих во времени. Благодаря этому можно проследить, когда произошло ухудшение качества товаров и вовремя принять меры.
- Диаграмма Парето. Этот способ позволяет проанализировать причины, по которым произошел сбой. Взятые образцы систематизируются по отдельному признаку: например, полученные в ночную и дневную смены; пробы, собранные в разных бригадах и т.п. В каждой партии выявляется количество брака и годных изделий.
- Схема Исикавы. Этот полезный инструмент позволяет выявить причинно-следственные связи между проблемой качества и влияющими факторами. Для этого выделяются главные критерии: люди, машины, управление, материалы и т.п. Каждый из них рассматривается отдельно и разбивается на более мелкие проблемы, объясняющие, почему так происходит. В результате составляется план по устранению мешающих причин.
Как организовать контроль качества готовой продукции на производстве
Входной контроль обязательная проверка поступающего сырья.
Для проверки качества выпускаемых продуктов на предприятии разрабатывают систему менеджмента. Ее цель – удостовериться в том, что потребителям предлагается товар, который отвечает требованиям нормативных документов.
Для этого:
- Обеспечивают компанию нормативной документацией и оборудованием.
- Налаживают входной контроль за поступающим сырьем и материалами.
- Создают службу, которая будет проводить регулярные проверки и анализ качества товаров.
Эти этапы необходимы для оптимизации выпуска товаров, продвижения и роста продаж.